Что изменится в работе главного бухгалтера с 1 июля 2019 года

Мария Сухова Эксперт УНП:

С 1 июля в чеках появятся новые реквизиты, перед командировкой надо проверять гостиницы, а сотрудники будут приносить новые документы. Обо всех изменениях читайте в главной теме номера.

Проверьте, все ли дела успели сделать, перед тем как уйти в отпуск. Если пропустите хоть одно важное изменение, есть риск получить штраф.

Онлайн-ККТ

1 июля еще больше продавцов будут применять ККТ. Организациям, которые уже применяют онлайн-ККТ, потребуется выбивать чеки чаще, а также обновить кассовую технику.

ККТ необходимо применять плательщикам ЕНВД и тем, кто на патенте. Исключение только у предпринимателей без сотрудников, которые продают продукцию собственного производства.

Компании больше не требуется определять, каким образом «физик» перечислил деньги на расчетный счет: кассовый чек надо пробивать при любой оплате.

С 1 июля увеличится число случаев, когда требуется пробивать чеки:

  • зачет и возврат предоплаты;
  • выдача и возврат коммерческого кредита;
  • безналичная оплата от «физика» независимо от способа расчета;
  • взаимозачет.

В чеках надо печатать ИНН и наименование покупателя-компании, сумму акциза и т. д. Покупать новую ККТ необязательно, достаточно обновить программное обеспечение (см. УНП № 23, 2019).

Пособия

В июле к пилотному проекту ФСС присоединятся еще девять регионов. Среди них Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Тульская и Сахалинская области, а также Забайкальский край (постановление Правительства от 01.12.2018 №1459). Участвуя в пилотном проекте, работодатель, как и прежде, оплачивает лишь первые три дня болезни, остальные – фонд (п. 6 Положения, утв. постановлением Правительства от 21.04.2011 №294). Но чтобы получить пособие, сотрудник должен принести в бухгалтерию больничный, а также заявление о выплате пособия по форме из приказа ФСС от 24.11.2017 № 578. Их вместе со справкой о заработке сотрудника у предыдущего работодателя направляйте в фонд в течение пяти календарных дней, как получили бумаги от работника (п. 3 Положения, утв. постановлением № 294). Также потребуется сформировать опись документов, которые представляете в фонд. Бланк есть в приказе №578. Компании с численностью 25 сотрудников и меньше могут представить документы и на бумаге. Если в организации трудятся 26 человек и более, то документы можно подать только по электронке. Тогда вместо описи заполните электронный реестр. Его форма и порядок заполнения есть в приказе ФСС от 24.11.2017 №579. Иногда фонд просит представить расчет пособия. Хотя такой документ законодательством не предусмотрен, не отказывайте. Составьте расчет в произвольной форме.

На проверку документов у ФСС есть 10 календарных дней. За это время фонд должен принять решение о выплате пособия или, наоборот, отказать. Если решение положительное, то фонд перечислит деньги по реквизитам из заявления. Заранее предупредите сотрудника, чтобы для получения пособия он завел карту «Мир» (читать статью).

 

Типовые уставы

Во втором полугодии не понадобится разрабатывать устав, чтобы зарегистрировать ООО. Вместо этого можно будет воспользоваться типовыми формами. Их всего 36 (утв. приказом Минэкономразвития от 01.08.2018 №411).

Раньше компании разрабатывали свой устав, подводили его положения к специфике бизнеса. Порой это сделать было сложно, директор обращался к юристам. Появилась возможность сэкономить время и деньги. Выберите один типовой устав из 36 и внесите его номер в ЕГРЮЛ. И больше не придется заверять его копии у нотариусов, чтобы передать в банк или контрагентам.

Формально пользоваться новыми уставами можно с 24 июня. Но на практике их можно будет применять только после того, как в формы документов, необходимых для регистрации организаций, внесут изменения. В частности, требуется изменить заявление по форме Р14001 (утв. приказом ФНС от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@). Пока в нем нет полей, где можно записывать номер типового устава. Налоговики обещают, что во второй половине 2019 года компании смогут начать их использовать.

Гостиницы

1 июля гостиницы, у которых 50 номеров и более, должны получить свидетельство оценки категории – звезды. Причем присвоить звезды могут лишь аккредитованные организации. Если это не сделать, то размещать посетителей нельзя (постановление Правительства от 16.02.2019 №158). Иначе директора могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб., а компанию на сумму от 1/40 до 1/25 доходов за прошлый год, но не менее 50 тыс. руб. (ст. 14.39 КоАП в ред. Федерального закона от 05.02.2018 №16-ФЗ). Индивидуальных предпринимателей будут штрафовать так же, как компании. Годовой доход для определения размера будут определять по правилам статьи 249 НК. С 1 января 2020 года такие правила будут распространяться на гостиницы, у которых более 15 номеров, а с 2020 года на все гостиницы.

Перед тем как отправить сотрудника в командировку, проверьте отели, в которых компания забронировала номера. При бронировании номеров запросите копию свидетельства об оценке категории отеля. Срок его действия – три года (ст. 5 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ). Если окажется, что сотрудники проживали в неаттестованной гостинице, опасно списывать расходы на их проживание. Есть вероятность, что возникнут споры с налоговиками. Хотя в Минфине нас заверили, что компания вправе списать траты, даже если сотрудник проживал в беззвездной гостинице. Поясните инспекторам, что в кодексе не уточнили, какое помещение нужно арендовать, чтобы списать расходы на проживание в командировке (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК). Значит, сотрудников можно размещать в любой гостинице с определенным классом, то есть даже в зданиях с жилыми помещениями без звезд. УНП отправила официальный запрос в ФНС, чтобы выяснить, можно ли списать траты на проживание в нелегальной гостинице.

НДС

С 1 июля компании смогут принимать к вычету входной НДС с покупок на работы и услуги, местом реализации которых Россия не будет (Федеральный закон от 15.04.2019 №63-ФЗ). Правило не распространяется на услуги, которые не облагаются НДС по правилам статьи 149 НК.

До того как изменение вступит в силу, учесть входной НДС экспортеры не могут. Налог можно только списать в расходы (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК). С 1 июля, например, если компания приобрела услуги для выполнения строительно-монтажных работ за границей, то входной НДС с этой покупки можно будет принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 171 НК). Ведь строительно-монтажные работы от НДС не освобождены (ст. 149 НК). А если услуги купили для выполнения гарантийного ремонта за границей, то входной НДС с этой покупки принять к вычету не получится (подп. 37 п. 3 ст. 149 НК). Учесть налог нужно будет в стоимости.

Изменится порядок применения «правила 5 процентов». Если доля необлагаемых операций не больше 5 процентов, то компания вправе не вести раздельный учет и принимать весь входной НДС к вычету. При расчете пропорций работы и услуги, местом реализации которых является другое государство, относятся к облагаемым операциям. Операции из статьи 149 не попадают под это правило.

 

Расходы на связь

С 1 июня в России больше не действует внутрисетевой роуминг (постановление Правительства от 27.05.2019 №665). Поэтому компании могут пересмотреть бюджет расходов на связь сотрудников.

Тарифы теперь одинаковы по всей стране. То есть сотрудники будут тратить меньше на звонки контрагентам из других городов. Как и прежде, затраты на звонки можно учесть при расчете налога на прибыль (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Главное – подготовить подтверждающие документы (п. 1 ст. 252 НК).

Отсрочка по ипотеке

С 31 июля банки будут предоставлять гражданам, которые оказались в трудной ситуации, ипотечные каникулы (Федеральный закон от 01.05.2019 №76-ФЗ). Можно будет снизить платеж или вообще приостановить выплаты до полугода.

Закон устанавливает перечень тяжелых ситуаций: потеря работы, болезнь более двух месяцев подряд, снижение дохода более чем на 30 процентов и т. д. Банк потребует документальное подтверждение, например справку из центра занятости и т. д. Потребуется выполнить еще три критерия, чтобы воспользоваться каникулами: размер ипотеки не более 15 млн руб., до этого долг не реструктуризировали, в залоге у банка единственное жилье.

Срок заключения кредитного договора неважен. Отсрочку должны дать, даже если договор составили до того, как новые правила вступят в силу. Для этого заемщик должен подать в банк заявление в свободной форме. В нем нужно указать свое требование: полностью приостановить исполнение обязательств по ипотеке или снизить сумму ежемесячных платежей. Банк примет решение в течение пяти рабочих дней. А если ответ не придет заемщику в течение 10 рабочих дней, каникулы предоставят автоматически.

Регистрация автомобилей

Компаниям больше не придется тратить время на поездки в ГИБДД, если они купили новую машину. Поставить транспортное средство на учет и получить для нее номера можно будет в автосалоне с 4 августа (Федеральный закон от 03.08.2018 №283-ФЗ). Правда, потребуется заплатить за услуги дилеров. Регистрация будет стоить 500 руб., а получение номеров – 2000 руб. (приказ ФАС от12.04.2019 № 448/19). Дополнительно нужно оплатить и пошлину – еще 500 руб. за бумажное свидетельство о регистрации или 1500 руб. за пластиковое. А за регистрацию автомобиля в ГИБДД заплатить нужно будет только саму пошлину. Списать такие траты можно, это УНП подтвердили в Минфине. Траты на постановку на учет потребуется включить в первоначальную стоимость автомобиля и списывать ее через амортизацию (п. 1 ст. 257 НК).

СНИЛС

Вместо зеленых карточек СНИЛС ПФР теперь будет выдавать гражданам уведомление о регистрации в системе индивидуального учета (regulation.gov.ru, № 91355). Это связанно с тем, что сами карточки отменили (подп. «б» п. 16 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ). Проект уже одобрили и отправили на согласование в Минюст. Когда документ вступит в силу, неизвестно. Но в ПФР считают, что это может произойти к 1 июля.

Когда законопроект одобрят, «физик» будет представлять работодателю только номер индивидуального лицевого счета из уведомления.

Отказать в приеме на работу сотруднику, который принесет вместо карты уведомление, нельзя. Компании вообще не важно, в каком виде «физик» представит свой номер. Главное, чтобы он был верным.

Если нанимаете сотрудника, у которого еще нет индивидуального номера, сообщите об этом в ПФР (п. 9 ст. 1 Закона №48-ФЗ).

Будущие изменения

Как изменится отчетность

Из-за поправок в НК меняются формы деклараций. Скорректируют и правила сдачи сведений в статистику. Поправки заработают в ближайшее время. Узнайте уже сейчас, какой будет новая отчетность.

 

Декларация по налогу на имущество.

Вероятнее всего, отчетность за 2020 год компании будут сдавать по новой форме. Но ее еще не утвердили (regulation.gov.ru, №90979). В форму потребовалось внести правки, так как со следующего года отменили авансовые отчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Но рассчитывать и платить авансы все равно потребуется. Данные надо будет отражать в годовой декларации. Для этого в разделе 1 новой формы появятся специальные строки, в которых компании будут записывать суммы авансов.

 

Отчетность в Росстат.

Уже в следующем году крупным и средним компаниям могут запретить сдавать отчетность в статистику на бумаге (regulation.gov.ru, №90512). Представители малого бизнеса в 2020 году еще смогут сдавать отчет на бумаге, но уже в 2021 году не будет такой возможности – данные надо будет передавать через интернет. Сейчас все компании вправе сдавать отчеты как на бумаге, так и через интернет (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ). Статистическую отчетность перевели в электронную форму, чтобы специалисты могли быстрее обрабатывать поступающую информацию.

 

Бухгалтерская отчетность.

Уже со следующего года компании будут сдавать финансовую отчетность только в налоговую инспекцию. Дублировать сведения в Росстат больше не потребуется (постановление Правительства от21.05.2019 №631). С2020 года ФНС будет формировать и вести реестр электронной бухгалтерской отчетности. А Росстат в рамках межведомственного взаимодействия будет получать необходимую информацию от налоговой службы.

 

Расчет по страховым взносам.

Проект нового бланка расчета по взносам уже готов (regulation.gov.ru, №91334). Если изменения примут, то в расчете вместо 24 страниц будет 21. При этом количество разделов и подразделов оставят прежними. Страхователи будут заполнять на одно приложение меньше. ФНС планирует применять новую форму для отчетов за 2020 год, а старый бланк потом упразднит (приказ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@).

 

Оставьте комментарий