От Европы до Израиля – география тверского хлеба

Вы любите баранки? Такие мягкие, душистые, с маком? А если еще и горячие, только из печи? От такой картины аппетит разыграется даже у тех, кто недавно плотно поел. А мне вот довелось таких баранок отведать. И не только мне, но и моим коллегам – журналистам районных газет Тверской области.

 

Впрочем, давайте по порядку.

В голове неожиданно возникла картинка: я иду из магазина – лет мне 8-9 – несу в руках буханку теплого черного хлеба и отгрызаю от него корочку. Хлеб одуряюще вкусно пахнет, горячая корочка аппетитно хрустит, а мама и ругать не будет – привыкла уже.

Автобус остановился, воспоминания растаяли легким облачком, а хлебный запах остался. Он был густым и казалось, его можно есть. Мы приехали на завод «Волжский пекарь», где нас ждала экскурсия на производство и встреча с директором завода Лилией Корниенко.

Все началось с переодевания. Всю группу облачили в халаты и шапочки, выдали бахилы и лишь потом повели в цеха. Производство на «Волжском пекаре практически все автоматизировано. Современное европейское оборудование замешивает тесто, формирует изделия, выпекает, упаковывает, выдает готовый продукт. Батоны, хлеб, булочки, баранки так и сыпятся с конвейеров. Все это нам показывали, обо всем рассказывали и даже давали попробовать. Горячая и ароматная выпечка с пылу с жару – что может быть лучше! Заинтересованные, восхищенные и все более сытые, мы бодро продвигались за экскурсоводом из цеха в цех. Чистота – как в операционной. Ни крошки на полу, ни пылинки на агрегатах, персонал «упакованы» в сияющие халаты, шапочки и перчатки. И это порадовало.

Есть здесь место и ручной работе. Конечно, и работу автоматических систем контролируют люди. Но есть цеха, где вручную лепят пирожки и прочую сдобу. Здесь возникло желание остановиться и присоединиться к мастерицам — помять воздушное податливое тесто и слепить свой авторский пирожок. Но это у нас экскурсия, а у сотрудников завода – непрерывный технологический процесс. Поэтому посмотрели и пошли дальше.

Завершился наш экскурсионный тур в музее завода. Здесь – вся история «Волжского пекаря» от истоков, а это более века хлебного производства. Только подумайте: базой современного завода стали пекарни, работавшие еще в начале 20 века! С тех пор изменилось многое. Неизменным осталось качество хлеба, который выпускает завод.

После второй увлекательной экскурсии мы встретились в конференц-зале с директором предприятия Лилией Нигматулловной Корниенко. Если честно, об этой женщине хотелось бы написать отдельную статью. А если собрать весь ее жизненный опыт, наверное, на книгу хватило бы. На хлебозавод, тогда он еще не назывался «Волжский пекарь», она пришла совсем юной. С тех пор место работы не меняла. В 1983 возглавила предприятие, и вот уже 36 лет уверенно стоит у руля. Невероятная энергия, жизнелюбие и в то же время рассудительность, мудрость, трезвый расчет – как все это умещается в красивой хрупкой женщине?

Встретились за столом, заставленным снедью, за чашкой чая. Несмотря на это, разговор получился серьезный, местами даже невеселый, но в основном деловой. Жаловаться на жизнь и трудности Лилия Нигматулловна не любит. А потому ясно и коротко рассказала обо всем, что мешает предприятию развиваться.

Трудностей хватает. Есть каждодневные, и говорить о них директор не считает нужным, а есть такие, о которых уже «не молчится».

— Я училась в американской школе бизнеса, — рассказывает Лилия Нигматулловна, — и видела, как строится бизнес у них и в Европе. Есть чему поучиться.

Например, ночной подвоз. Это когда хлеб развозят по торговым точкам ночью. Магазин в 8 утра открылся, а на прилавке уже свежая выпечка. По мнению Лилии Нигматулловны, удобно со всех сторон. Пробок на дорогах ночью нет, значит, доедут быстрее, водители меньше устанут. Не придется, как сейчас, выстаивать очередь на разгрузку и нарушать график доставки в другие магазины. Ну, а главное, покупатели получат возможность купить свежий хлеб с самого утра. Пока эта проблема остается нерешенной – супермаркеты в ночной смене не заинтересованы.

Прибыль – цель любого бизнеса, даже хлебного. А с прибылью тяжело. Два года назад цены на муку взлетели в несколько раз. А доходы резко снизились. Все потому, что поднять пропорционально цены на хлеб и сохранить доход значило бы ударить по карману обычного потребителя. И крепко ударить. На «Волжском пекаре» предпочли снижение дохода. Лилия Корниенко тогда на областном уровне добилась субсидирования цен на муку. Причем не только для своего завода, а для всех тверских хлебозаводов.

Предприятия, работающие на местах, она, кстати, уважает и считает, что хлеб надо покупать местный. «Они нам не конкуренты, — говорит директор, — как и мы им. Доход мы получаем, в основном, не от социального хлеба, поэтому они нам не мешают. А продукцию, которую производим мы, чаще всего не делают на маленьких хлебозаводах. То есть и здесь никакой конкуренции».

О проблемах бизнеса тоже можно написать немало. Но сейчас важнее сказать о другом. Как бы не было тяжело, Корниенко не признает ухода от налогов и серых схем. «Наши налоги – это школы, больницы, вся социальная сфера. Мы спрячемся, кто платить будет? Бизнес можно вести только честно», — уверена Лилия Нигматулловна.

Такой подход доказал свою состоятельность. Несмотря на все трудности, «Волжский пекарь» твердо держится на плаву и развивается. Сегодня завод выпускает 100 тонн хлебобулочных изделий, 60 тонн бараночных изделий и 40 тонн кондитерских, в том числе 10 тонн вафель ежедневно. В его ассортименте около 300 наименований, а годовой выпуск продукции – более 70 тысяч тонн, это составляет 52% от общего производства хлебобулочных и кондитерских изделий в Тверской области. У «Волжского пекаря» более тысячи партнеров. Продукция тверского предприятия сегодня продается не только в Росии, но и в Европе, США и Израиле.

В следующем году предприятию исполнится 80 лет. За плечами славная история и богатый опыт, а впереди… да все еще впереди.

 «Дни Озерного», Светлана ЛАРИНА
Фото и видео Светлана ЛАРИНА

Оставьте комментарий